Общая информация
1. Нормативно-правовые федеральные документы
2. Нормативно-правовые региональные документы
3. Профили обучения
4. Как выбрать профиль
Информация о профильных классах
В НРМОБУ "Салымская СОШ № 2" в 2024-2025 учебном году реализуется универсальный профиль на уровне среднего общего образования. И профильная группа естественно-научного направления в составе 10 класса.
Универсальный профиль ориентирован в первую очередь на обучающихся, кто ещё не определился с выбором профиля. С одной стороны он позволяет ограничиться базовым уровнем изучения по большинству предметов, с другой – ученик может изучать ряд учебных предметов и на углубленном уровне с точки зрения удовлетворения индивидуальных образовательных интересов или с целью подготовки к поступлению в ВУЗ.
Универсальный профиль |
Класс |
Количество обучающихся |
Предметы, изучаемые углублённо/количество часов в неделю |
Форма обучения |
Модель организации учебного процесса |
10 |
8 |
Литература / 5 часов
Обществознание / 4 часа |
Очная форма обучения |
Модель внутришкольной профилизации |
11 |
18 |
Литература / 5 часов
Обществознание / 4 часа |
Очная форма обучения |
Модель внутришкольной профилизации |
Естественно-научный профиль (группа в составе класса) |
10 |
5 |
Химия / 3 часа
Биология / 3 часа |
Очная форма обучения |
Модель внутришкольной профилизации |
Перечень условий, обеспечивающих реализацию программы профильного направления:
- Кадровое обеспечение. Образовательную деятельность осуществляют опытные и квалифицированные педагоги.
- Научно-методическое обеспечение. Преподавание профильных предметов (курсов) ведётся по программам, разработанным в соответствии с примерными программами Министерства просвещения РФ.
- Материально-техническое обеспечение. В школе созданы необходимые условия для реализации учебного процесса по профильным предметам.
- Социальный запрос. При определении профилей обучения учитывались индивидуальные потребности обучающихся.
- Перспективы получения профессионального образования выпускниками. Профильное обучение должно обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, готовить выпускников к освоению программ высшего профессионального образования.
В НРМОБУ «Салымская СОШ № 2» в 2025-2026 учебном году планируется реализация универсального профиля на уровне среднего общего образования. И профильная группа естественно-научного направления в составе 11 класса.
Профили обучения
Профиль |
Профильные предметы |
Сфера профессиональной деятельности |
Естественно-научный |
математика и начала
математического анализа,
геометрия,
химия,
биология |
Биотехнологии, медицина |
Гуманитарный |
русский язык
и литература,
иностранный язык,
обществознание,
история,
право |
Педагогика, психология,
общественные отношения |
Социально-экономический |
математика и начала
математического анализа,
геометрия,
экономика,
право,
география |
Социальная сфера, финансы,
экономика, обработка
информации, управление,
предпринимательство |
Технологический |
алгебра и начала
математического анализа,
геометрия,
физика,
информатика |
Производственная,
инженерная, информационная
сфера деятельности |
Универсальный |
Учебные предметы на
базовом уровне |
Данный профиль подходит тем
обучающимся, которые
не определились с выбором
профессии, сфера интересов
ребенка не вписывается
в рамки других профилей.
Универсальный профиль
позволяет обучающемуся
ограничиться только изучением
базовых предметов, не исключая
углубленного изучения предметов |
Как выбрать профиль в 10 классе.
В отличии от обычного класса в профильных классах отдельные предметы изучаются на углубленном уровне. Это значит, что на их освоение отводится больше учебных часов, программа обучения становится сложнее, а к знаниям и умениям ученика предъявляются повышенные требования. Обычно на углубленном уровне изучается 2-3 предмета. Все остальные непрофильные предметы называются базовыми. Количество часов на их изучение сокращается до минимума, а некоторые предметы школа может совсем исключить из учебного плана. Кроме того, на профиле есть элективные курсы — дополнительные обязательные курсы по направлению, которые ученик выбирает самостоятельно. Элективный курс не всегда совпадает по содержанию с конкретным предметом, это может быть предметная область, которая позволяет шире и глубже изучить определенную сферу, в которой ученик хотел бы развиваться. Например, на гуманитарном профиле с углубленным изучением истории и обществознания может преподаваться элективный курс “Права человека” или “Личность в истории”. Профильное обучение в основном появляется в школе с 10 класса. Его цель помочь учащимся старших классов подготовиться к ЕГЭ и поступить в ВУЗ. Поэтому при выборе профиля нужно ориентироваться на будущую сферу профессиональной деятельности и собственные навыки.
При выборе профиля стоит: — ориентироваться на свои способности и интересы, но помнить, что хобби и увлечения не всегда должны перерастать в профессию. Если ребенку нравится находиться на природе или ухаживать за больными животными, это еще не означает, что он должен стать лесником или ветеринаром. — составить список ВУЗов и специальностей, на которых ребенок хочет учиться. Посмотреть какие предметы в формате ЕГЭ нужно сдавать для поступления на них. — сравнить список предметов для поступления с профилями открытыми в школе. Допустим, в школе открыт естественно-научный профиль с углубленным изучением химии и биологии, а ребенку нужен более редкое сочетание химия + физика. В этом случае, можно поискать школу с узким профилем. И наоборот, если ребенок сомневается между несколькими профессиями или не уверен, что хорошо сдаст какой-то предмет, стоит выбрать более широкий профиль. Например, ребенок не знает, сможет ли хорошо выучить материал по истории, тогда ему подойдет гуманитарный профиль с углубленным изучением сразу трех предметов: истории, обществознания и иностранного языка. Если он завалит историю, то всегда сможет поступить с результатами по обществознанию и английскому языку. — пройти профориентацию. Не каждый ребенок, только закончивший 9 класс, четко знает, чем хочет заниматься в жизни, кем стать. В этом возрасте подросток только узнает себя и свои способности, а его интересы меняются, подчас кардинально. Родители ждут от ребенка, что он выберет профиль, который определит его дальнейшую судьбу и карьеру. Это большая ответственность, к которой ребенок может быть не готов. В этом случае, подростку может понадобиться помощь профориентолога — специалиста по карьере. Какие ошибки делают учащиеся и их родители при выборе профиля.
1. Руководствуются принципом “лишь бы не было профильной математики”. Многие ребята отказываются идти на технологический или социальноэкономический профиль только из-за математики профильного уровня. Им кажется, что без нее учиться станет в разы легче. Это так, математика сложная и серьезная наука, которая дается не всем. Но если посмотреть шире, связка других предметов и профильной математики самая выигрышная. С нею можно комбинировать обществознание, информатику, физику, биологию, географию и химию. Кроме того, в технических ВУЗах в последние годы идет тенденция к увеличению бюджетных мест, тогда как в гуманитарных они сокращаются. При наличии желания и правильной подготовки профильную математику можно выучить за два года
2. Игнорируют способности ребенка. Иногда мы замечаем, что родители выбирают профиль, навязывая ребенку свои представления о том, какая профессия считается престижной и хорошо оплачиваемой. При этом его интересы и склонности либо не учитываются, либо ребенка мягко убеждают — это то, что тебе нужно, начнешь учиться — втянешься. Так дети со способностями к иностранным языкам по воле родителей пытаются вникнуть в основы программирования; а ребенок, увлеченный химией и биологией, перебивается с двойки на тройку на гуманитарном профиле. В итоге школьник два года изучает предметы, которые ему неинтересны и не подходят для продолжения его будущей карьеры. От этого теряется не только много времени, но и снижается мотивация к учебе, ребенок перегружается информацией, которую не может усвоить и начинает отставать по предмету. А стоило прислушаться к тому, чего он хочет и оценить, что он умеет, прежде чем выбирать профиль.
3. Сокращают пространство для маневра, выбирая узкий профиль. “Буду сдавать русский язык и биологию, есть ВУЗ, где достаточно только этих предметов”. Ошибка в том, что зацикливаясь на одном конкретном ВУЗе и подбирая предметы под него, ученик лишает себя возможности подать документы в другие учебные заведения. За два года учебы в старшей школе все может измениться: предметы для поступления поменяются, же специальность закроется, у ВУЗа могут отобрать аккредитацию. Школьник с набором из двух предметов рискует не поступить никуда. И будем откровенны, поступление по двум предметам нередко предлагают ВУЗы, которые целенаправленно собирают у себя учащихся, которые плохо сдали экзамены, поэтому уровень высшего образования там соответствующий.
вень высшего образования там соответствующий. 4. Не готовы сменить школу, если в ней нет нужного профиля. Школа имеет право не открывать профиль, если на него не набирается необходимого количества детей. Родители сталкиваются с дилеммой — перевести ребенка в другую образовательную организацию, где есть нужный профиль; или остаться в своей и выбрать программу по принципу “бери, что дают”. Многие идут по второму пути, ведь не хочется, чтобы ребенок терял связь с друзьями или испытывал стресс от адаптации к новому коллективу. Знаем историю, когда ребенок учился на профиле, по которому не собирался сдавать ни одного предмета. При этом отдельно с репетитором готовился к ЕГЭ по тем дисциплинам, что были нужны для поступления в ВУЗ. А все потому, что не хотелось менять школу. Однако, в переходе в другое учебное заведение есть неоспоримый плюс — возможность выбрать школу, которая годами специализируется на определенном профиле, привлекает к работе талантливых и сильных педагогов и дает высокие результаты на ЕГЭ.
боте талантливых и сильных педагогов и дает высокие результаты на ЕГЭ. 5. Не меняют профиль, хотя понимают “это не то, что мне нужно”. Часто это позиция не ребенка, а его родителей, которые требуют “раз ты уже начал, нужно закончить, во что бы то ни стало”. Их можно понять. Жалко потраченного времени, денег на репетиторов, а еще нет уверенности, что ребенку хватит мотивации и сил изучить в сжатые сроки новый предмет и хорошо сдать ЕГЭ по нему. Но если ребенок осознанно принял решение и готов столкнуться с его последствиями, то стоит предоставить ему возможность сменить профиль. В противном случае, родители рискуют тем, что ребенок не закончит ВУЗ по навязанной и нелюбимой специальности.