Функциональная грамотность 2022-2023
"Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.
Ребенку важно обладать:
- Готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром. Возможностью решать различные (в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи.
- Способностью строить социальные отношения.
- Совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию".
Российский педагог, член-корреспондент РАО Наталья Федоровна Виноградова
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.
Естественнонаучная грамотность (ЕНГ) - это способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественными науками, и его готовность интересоваться естественнонаучными идеями.
Естественнонаучная грамотность – способность:
• использовать естественнонаучные знания,
• выявлять проблемы,
• делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Финансовая грамотность (англ. Financial literacy) — сочетание осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения личного финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений. Считается, что развитие финансовой грамотности дает возможность поддерживать и улучшать финансовое благополучие.
Глобальные компетенции – способность - критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; - осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей; - вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
Креативное мышление - компонент функциональный грамотности, под которым понимают умение человека использовать свое воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался, креативное мышление также способность критически осмысливать свои разработки, совершенствовать их.
НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019г. № 219 «Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО. здесь
Письмо Министерства просвещения РФ от 17.09.2021 № 03-1526 О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности. здесь
Письмо Министерства просвещения РФ от 22.03.2021 № 04-238 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. здесь
Письмо Министерства просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04 Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности. здесь
Полезные ресурсы
Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы |
|
Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» |
|
Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира. |
|
Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности на образовательной платформе «Российская электронная школа» https://fg.resh.edu.ru |
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы). ФГБНУ Институт стратегии развития образования российской академии образования: http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/.
- Демонстрационные материалы для оценки функциональной грамотности учащихся 5 и 7 классов. ФГБНУ «Институт стратегии развития образования российской академии образования» (Демонстрационные материалы http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/.
- Открытые задания PISA: https://fioco.ru/примеры-задач-pisa.
- Примеры открытых заданий PISA по читательской, математической, естественнонаучной, финансовой грамотности и заданий по совместному решению задач: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf.
- Функциональная грамотность 5,7 класс. Опыт системы образования г. Санкт-Петербурга. КИМ, спецификация, кодификаторы: https://monitoring.spbcokoit.ru/procedure/1043/.
- Электронный банк заданий по функциональной грамотности: https://fg.resh.edu.ru/. Пошаговая инструкция, как получить доступ к электронному банку заданий представлена в руководстве пользователя. Ознакомиться с руководством пользователя можно по ссылке: https://resh.edu.ru/instruction. Презентация платформы «Электронный банк тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности»: https://fioco.ru/vebinar-shkoly-ocenka-pisa.
- ФГБНУ «Федеральный институт педагогических измерений» представляет банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов, сформированный в рамках Федерального проекта «Развитие банка оценочных средств для проведения всероссийских проверочных работ и формирование банка заданий для оценки естественнонаучной грамотности». В рамках проекта разработана типология моделей заданий для определения уровня естественнонаучной грамотности у обучающихся 7 – 9 классов и, на ее основе, разработаны задания, которые способствуют формированию естественнонаучной грамотности обучающихся в учебном процессе. Банк заданий для оценки естественнонаучной грамотности обучающихся 7 – 9 классов включает 700 разработанных заданий: перейти по ссылке
- Банк заданий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся основной школы (5-9 классы) представлен по шести направлениям: математическая грамотность, естественнонаучная грамотность, читательская грамотность, финансовая грамотность, глобальные компетенции и креативное мышление. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, которые разработаны в ходе проекта, сами задания, характеристики заданий и система оценивания, а также методические комментарии к заданиям. Банк открытых заданий состоит из материалов, которые прошли камерную апробацию в ходе когнитивных лабораторий, а также массовую апробацию в 24 регионах Российской Федерации в 2018/2019 учебном году (задания для 5 и 7 классов) и в рамках дистанционного обучения в Московской области при проведении региональных диагностических работ в 2019/2020 учебном году (задания для 6, 8 и 9 классов): перейти по ссылке
- Банк заданий от издательства "Просвещение": перейти по ссылке
-
Комплект кейсов по формированию функциональной (читательской) грамотности: перейти по ссылке
-
Уроки формирования функциональной грамотности: перейти по ссылке
-
Математическая грамотность. Приложение для тиражирования, групповой и индивидуальной работы обучающихся к пособию по развитию функциональной грамотности: перейти по ссылке
-
Читательская грамотность. Мониторинг формирования функциональной грамотности: перейти по ссылке
Платформы для тренировочных занятий по функциональной грамотности
Минпросвещения России информирует об открытии для всех образовательных организаций доступа к электронному банку тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности (далее – Платформа). Областью применения Платформы является процедура проведения тренировочных работ по направлениям функциональной грамотности (читательской, математической, естественнонаучной) обучающихся 8-х и 9-х классов, включающая в себя:
− формирование банка заданий;
− формирование проектов тренировочных работ;
− прохождение тренировочной работы обучающимися в режиме реального времени;
− проверку развернутых ответов экспертами;
− накопление, хранение и обработку результатов тренировочных работ.
На Платформе можно авторизоваться при помощи учетной записи Российской электронной школы (далее – РЭШ). В случае если учетная запись в РЭШ отсутствует, необходимо пройти регистрацию в РЭШ.
Проведения тренировочных работ на Платформе возможны для обучающихся 8 и 9 классов. Срок проведения тренировочных работ – до 31 мая 2021 года. В целях обеспечения возможности повторного участия в мероприятии обучающихся, которые ранее уже выполняли тренировочную работу на Платформе, будут доступны новые варианты КИМ.
Вход в личный кабинет / регистрация: https://resh.edu.ru/
Инструкция по работе на платформе РЭШ
О получении бесплатного доступа к образовательной платформе «МЭО».
На основании соглашения о сотрудничестве между Департаментом образования и науки Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, автономным учреждением дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа Югры «Институт развития образования» и Обществом с ограниченной ответственностью «Мобильное Электронное Образование» для взаимодействия сторон в сфере модернизации и цифрового развития образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в рамках национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» и реализации федерального проекта «Кадры для цифровой экономики», АНО ВО «Университет Иннополис», образовательным организациям на безвозмездной основе предоставляет онлайн доступ к сетевой (цифровой) образовательной среде «Мобильное Электронное Образование»
Цифровой контент С(Ц)ОС «МЭО» интегрирован в региональную цифровую образовательную платформу «ГИС Образование Югры».
ИНСТРУКЦИИ:
О получении бесплатного доступа к образовательной платформе «МЭО».
Для получения бесплатного доступа к образовательной платформе «МЭО»:
- перейдите на сайт каталога «Цифрового образовательного контента», нажмите кнопку «Зарегистрироваться»;
- выберите роль: «Преподаватель», «Родитель», «Обучающийся 18 лет и старше» и зарегистрируйтесь;
- нажмите на кнопку «Активировать контент» напротив «МЭО» и активируйте бесплатный доступ.
Пошаговые инструкции по регистрации новых пользователей:
- Бесплатный доступ к «МЭО» через каталог цифрового образовательного контента - educont.ru. Инструкция для руководителя образовательной организации.
- Бесплатный доступ к «МЭО» через каталог цифрового образовательного контента - educont.ru. Инструкция для педагогических работников.
- Бесплатный доступ к «МЭО» через каталог цифрового образовательного контента - educont.ru. Инструкция для родителей (законных представителей) учеников младше 18 лет.
- Бесплатный доступ к «МЭО» через каталог цифрового образовательного контента - educont.ru. Инструкция для обучающихся 18 лет и старше.
Видеоинструкции:
Как получить бесплатный доступ к платформе «МЭО». Инструкция для родителей.
Как получить бесплатный доступ к платформе «МЭО». Инструкция для педагогов.
Если пользователи уже зарегистрированы в системе, то необходимо обновить данные в личном кабинете на сайте educont.ru для корректной настройки доступа к «МЭО» в текущем 2022-2023 учебном году.
Инструкции по обновлению данных ранее зарегистрированных пользователей:
- Инструкция для родителей (законных представителей) учеников младше 18 лет (обновление данных в личном кабинете на сайте educont.ru для корректной настройки доступа к «МЭО» в текущем учебном году).
- Инструкция для обучающихся 18 лет и старше (обновление данных в личном кабинете на сайте educont.ru для корректной настройки доступа к «МЭО» в текущем учебном году).
- Инструкция для педагогических работников (обновление данных в личном кабинете на сайте educont.ru для корректной настройки доступа к «МЭО» в текущем учебном году).
Реализация плана мероприятий в в 2022-2023 учебном году
Программа курса внеурочной деятельности "Профориентация" (для обучающихся 8-9 классов)
Массовые мероприятия по формированию функциональной грамотности обучающихся в образовательной организации
Протокол МО гуманитарного цикла
Протокол МО математического цикла